Является обязательной
в соответствии с требованиями
ФЗ от 28 декабря 2013 года
№426-ФЗ
"О специальной оценке условий труда".
от 900 руб.
Процедура обязательна!
Разработаем для Вас программу
производственного контроля и проведем
мероприятия, необходимые для выполнения
программы.
от 3000 руб.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА

С 1 января 2014 года вступил в действие Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 № 426-ФЗ
«О специальной оценке условий труда»
.
Специальная оценка условий труда СОУТ является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и влияние уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов
(гигиенических нормативов)
факторов работы и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются
классы
(подклассы) условий труда на рабочих местах.

Проводить специальную оценку обязательно для всех рабочих мест, кроме надомников, дистационных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Стоимость специальной оценки условий труда рассчитывается индивидуально и зависит от ряда факторов

  • качественная оценка рабочих мест (объем исследований);
  • удаленность рабочих мест (территориальное распределение);
  • используемые технологические процессы и оборудование (характер рабочих мест);
  • общий объем работ по специальной оценке условий труда (количество рабочих мест);

Требования к комиссии, по проведению специальной оценки условий труда

  • Число членов комиссии по проведению СОУТ должно быть нечетным;
  • В состав комиссии по проведению СОУТ не включается представитель организации, проводящей специальную оценку условий труда;
  • В состав комиссии по проведению СОУТ включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии);
  • Комиссию по проведению СОУТ возглавляет работодатель или его представитель.

Состав и порядок деятельности комиссии по проведению СОУТ утверждается приказом (распоряжением) работодателя.

Как провести специальную оценку труда - этапы работы СОУТ

  • Подготовка к проведению специальной оценке условий труда
    • Создание комиссии по проведению специальной оценке условий труда
    • Утверждение перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда
    • Выбор организации, проводящей специальную оценку условий труда http://akot.rosmintrud.ru/sout/organizations
    • Заключение договора на проведение специальной оценке условий труда
  • Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
    • Осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда
    • Выявление потенциально вредных факторов по Классификатору вредных и (или) опасных производственных факторов
    • Составление заключения по результатам идентификации
  • Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
    • В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные условия труда по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также в определенных условиях труда на рабочих местах, на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 426-ФЗ, работодателем подается в ГИТ по месту своего нахождения декларация соответствия факторов государственным нормативным требованиям охраны труда.
    • Декларация действительна в течение 5 лет со дня утверждения отчета проведения оценки
  • Исследования и измерения вредных производственных факторов
    • Проводятся экспертом и (или) иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда
    • Измерениям подлежат все вредные и (или) опасные производственных факторы, идентифицированные на рабочем месте
  • Заключительный
    • Подготовка и сдача заказчику организацией СОУТ, проводящей специальную оценку труда, отчета о результатах
    • Утверждение отчета руководителем, ознакомление работников с картами оценки труда

Результаты проведения специальной оценки условий труда

  1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:
    • 1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19 426 -Федерального закона требованиям;
    • 2) перечень рабочих мест, на которых провели специальную оценку условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
    • 3) карты оценки, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) факторов на конкретных рабочих местах;
    • 4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
    • 5) протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах где есть вредные условия труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) факторов (при проведении такой оценки);
    • 6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности работ по исследованию (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 426 - Федерального закона (при наличии такого решения);
    • 7) сводная ведомость специальной оценки;
    • 8) перечень мероприятий по улучшению охраны условий труда работников, на рабочих местах которых провели специальную оценку условий труда;
    • 9) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.
  2. Отчет по проведению специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.
  3. Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. (Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н)
  4. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные условия труда не идентифицированы, в отчете о проведении специальной оценки условий труда указываются сведения, предусмотренные пунктами 1 - 4, 7 и 9 части 1 статьи 15 426-ФЗ.
  5. Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета компании, занимающейся специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
  6. 5.1.
    Работодатель в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о работах по условиям труда подтверждающих результаты проведенной специальной оценки условий труда обязан уведомить об этом организацию, проводившую специальную оценку условий труда, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта такого уведомления, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета о работах подтверждающих осуществление специальной оценки условий труда заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. При наличии в отчете по проведению специальной оценки условий труда сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, направление копии указанного отчета осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
  7. 6.
    Работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) факторов на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению охраны труда работников, на рабочих местах которые подвергались специальной оценки труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета по проведению специальной оценки условий труда.

Применение результатов проведения специальной оценки условий труда

Результаты по проведению специальной оценки условий труда могут применяться для:

  1. разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение факторов работников;
  2. информирования работников о факторах на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными факторами труда,
    гарантиях и компенсациях;
    ;
  3. обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
  4. осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  5. организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
  6. установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
  7. установления
    дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
  8. расчета
    скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  9. обоснования финансирования мероприятий по улучшению охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  10. подготовки статистической отчетности об условиях работы;
  11. решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  12. рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
  13. определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны условий труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
  14. принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
  15. оценки уровней профессиональных рисков;
  16. иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

РАССЧИТАТЬ СТОИМОСТЬ ОЦЕНКИ


КТО ЗАНИМАЕТСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА?

С вступлением в 2014 году ФЗ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» право  специальной оценки условий труда получили исключительно аккредитованные компании, занесенные в Реестр организаций проводящих специальную оценку Минтруда России и соответствующие всем пунктам статьи 19 закона 426-ФЗ:

  • организация, проводящая СОУТ, должна быть независимым лицом по отношению к работодателю;
  • в ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности;
  • аккредитована в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н. Список аккредитованных организаций http://akot.rosmintrud.ru/sout/organizations ссылка опубликован на официальном сайте Минтруда России;
  • в организации, проводящая СОУТ,  должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке факторов, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей; врач по общей гигиене, врач трудовой по гигиене, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • в организации, проводящая СОУТ,  должна быть испытательная лаборатория, которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!!!!

Осторожность в СОУТ будет не лишним, так как есть компании, не имеющие соответствующих разрешений на проведение специальной оценки условий труда. В случае проверки вашей организации, если проведение работ по СОУТ не аккредитованными компаниями, то результаты будут считаться недействительны, а следствием такой работы станет административное взыскание в виде штрафа.


Особенности специальной оценки условий труда на отдельных рабочих местах

  1. При выявлении аналогичных рабочих мест специальной оценки труда подвергается только 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
  2. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта спец оценки условий труда.
  3. В отношении аналогичных рабочих мест разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.

Специалисты ООО «ЕКХ» помогут грамотно посчитать рабочие места, подлежащие оценке на вашем предприятии и выделить аналогичные рабочие места, что существенно поможет сократить расходы для проведения специальной оценки

Внеплановую специальную оценку условий труда следует проводить в следующих случаях:

  1. ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  2. получение работодателем предписания государственного инспектора условий труда о проведение внеплановой специальной оценке факторов
  3. изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  4. изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  5. изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  6. произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  7. наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведение внеплановой соут.
  8. при условии, что внеплановую специальную оценку условий труда стоит проводить на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2, 4 - 7 настоящей статьи.
  9. В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя - индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя - юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения специальной оценки, предусмотренных пунктами 3 - 5 и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка может не проводиться. Решение о том что внеплановую оценку труда можно не проводить должно приниматься комиссией.

РАЗМЕР ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КЛАССА УСЛОВИЙ ТРУДА

  • Класс условий труда
  • Подкласс условий труда
  • Дополнительный тариф страхового взноса
  • Опасный
  • 4
  • 8,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов
  • Вредный
  • 3.4
  • 7,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов
  •  
  • 3.3
  • 6,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов
  •  
  • 3.2
  • 4,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов
  •  
  • 3.1
  • 2,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов
  • Допустимый
  • 2
  • 0,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов
  • Оптимальный
  • 1
  • 0,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: работодатель освобождается от выплаты дополнительных страховых тарифов, если итоги специальной оценки условий труда, показали присутствие условий труда, относящихся к 1 и 2 классам.

Отчет по СОУТ подписывается всеми членами комиссии, проводившими оценку и председателем этой комиссии.
Работодатель обязан ознакомить работников с результатами по проведению специальной оценки под роспись в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.
Оценка труда проводится один раз в 5 лет
Материалы специальной оценки хранятся 75 лет

Провести специальную оценку за счет ФСС

Расходы на осуществление специальной оценки условий труда могут быть компенсированы за счет части страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, перечисляемых организацией в Фонд социального страхования (ФСС).

Размер компенсации – 20% средств,
внесенных организацией в Фонд социального страхования (ФСС) за прошлый год

Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению страхователем в Фонд в текущем финансовом году.

Если страхователь с численностью работающих до 100 человек не осуществлял в течение двух последовательных лет, предшествующих текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств, направляемых таким страхователем на финансовое обеспечение указанных мер, не может превышать:

  • 20% сумм страховых взносов, начисленных им за три последовательных года, предшествующих текущему финансовому, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования;
  • сумму страховых взносов, подлежащих перечислению им в территориальный орган Фонда в текущем финансовом году.

Страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации до 1 августа текущего календарного года. Заявление представляется страхователем или лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе или в форме электронного документа.

К заявлению СОУТ прилагаются:

  1. План финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году (Приложение к Приказу Минтруда от 10.12.2012 N 580н), разработанный с учетом Перечня мероприятий по улучшению условий труда и (или) коллективного договора, с указанием суммы финансирования;
  2. копия Перечня мероприятий по улучшению условий труда (разрабатывается по результатам проведение оценки условий труда) и (или) копия коллективного договора с представительным органом работников;
  3. копия Приказа о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда;
  4. копия гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, с указанием количества рабочих мест и стоимости на проведение специальной оценки.

Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер возможен при:

  • представлении неполного комплекта документов или недостоверной информации;
  • наличии недоимки по уплате страховых взносов, пени и штрафов, не погашенных на день подачи заявления;
  • полном распределении средств на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год.

Решение о финансировании или об отказе принимается территориальным органом ФСС в течение 10 рабочих дней, оформляется приказом и в течение 3 рабочих дней направляется страхователю.

Заказать обратный звонок
Контактное лицо *
Телефон *

Нажимая на кнопку "заказать", Вы даете согласие на обработку персональных данных.

Телефоны в других городах:

X